Дизайнеры


Mari Enzo


Mari Enzo

Энзо Мари (Enzo Mari) – один из мастеров итальянского мебельного и промышленного дизайна, художник, теоретик,  один из самых мыслящих и интеллектуальных дизайнеров 20 века – мог бы предъявить права более, чем на 1700 проектов, созданных им совместно с итальянскими и иностранными производителями на протяжении своей плодотворной творческой жизни.

Возможно, это не достоверный факт, но говорят, что однажды Энзо Мари посвятил целый год дизайну простой пепельницы. Он работал и над другими проектами, но эта пепельница занимала главное место в его мыслях. Когда же он, наконец, создал ее, то получил высокую оценку своих  коллег, которые отметили элегантность ее дизайна и абсолютную непохожесть на существующие пепельницы. К сожалению, она оказалась слишком «другой» для общественного вкуса. Она так и осталась на столе мастера, являясь свидетелем привычки Мари выкуривать по две пачки сигарет в день.

Эта история может характеризовать весь творческий путь Энзо Мари. Как дизайнер он слишком эзотеричен, чтобы иметь коммерческий успех, которым могли похвастаться его соотечественники Этторе Соттсасс или Джо Коломбо. Но в то же время глубина и сложность его работ вызывали восхищение сообщества дизайнеров, которое высоко оценивало его теоретические труды и практические эксперименты.

Родившись в Новара (Novara) в Италии, Энзо Мари с 1952 по 1956 год изучал классическое искусство и литературу в Академии Изящных искусств (Academia di Brera) в Милане. Во время учебы заинтересовался дизайном. Однако интерес Мари к дизайну был прежде всего теоретическим. Его больше интересовали проблемы роли дизайна в современной искусстве или взаимоотношения дизайнера и покупателя, чем практика. Большую часть 50-х годов Мари посвятил изучению социологии видения и методологии дизайна. И лишь к концу 50-х он сосредоточился на дизайне как таковом. Одним из первых его проектов была образовательная игрушка – детские пазлы, состоявшие из группы деревянных зверюшек (1957, компания Danese). Эта игрушка ознаменовала начало плодотворного сотрудничества Энзо Мари и компании Данезе. В 1959 году Мари начал экспериментировать с пластмассами. Эти эксперименты привели к многочисленным высококачественным изделиям, которые также были выполнены для компании Данезе. Среди них: цилиндрическая подставка для зонтов (1962) из ПВХ, и пластиковая ваза Паго-Паго, модульная система доля выставочного оборудования (1965) и вазы Tortiglione (1969). Мари стремился создавать продукты для массового производства, при этом, не идя на компромисс со своим убеждением в том, что продукт должен быть привлекательным на вид не в ущерб возлагаемых на него функций. К концу 60-х дизайнер достиг такового мастерства в работе с пластмассой, что в его руках она получала почти скульптурную плавность.

Мари продолжал свои эксперименты в области дизайна и когда в 1963 году основал радикальное общество дизайнеров Nuove Tendenzen.

В начале 70-х, продолжая работать в качестве промышленного дизайнера, Мари обращается и к дизайну мебели. В 1971 году он представил свой стул Sof Sof для компании Driade, в котором одна подушка прикрывала простой сварной реечный каркас. Таким же оригинальным был и стул Box (коробка) для Castelli, сборный стул, состоящий из полипропиленового сидения и складного трубчатого металлического каркаса.

Как ведущий дизайнер-теоретик, Мари был председателем ассоциации промышленных дизайнеров в период 1976-1979 годов, преподавал в Риме, Милане, Парме и Карраре.
В 80-е, когда в итальянском дизайне доминировали необычные формы и яркие цвета дизайнеров группы «Мемфис», Мари и его глубокомысленный рационализм, казалось, устарели. Дизайн Мари этой декады, например, простой до совершенства Toniette стул для Zanotta (1985), выглядит как тщательно рассчитанное противоядие против творений Мемфиса. В то же время именно благодаря этой строгости и сдержанности стиля Мари, в 90-е годы возобновился интерес к его работам, и он вновь был признан одним из самых влиятельных дизайнеров современности.

Сейчас, в свои 74 года Энзо Мари все еще востребован как дизайнер. Его девизом по-прежнему, являются слова: «хороший дизайн для всех».

Обладатель более сорока архитектурных и дизайнерских премий (среди которых 3 «Золотых циркуля») Энзо Мари говорил: «я  работаю для фабрики, а не для бутиков». Никогда не гонясь за модой, не присоединяясь к модным дизайнерским течениям, Энзо Мари шел свои путем, и может быть, именно поэтому 80% всех созданных им вещей не сходят со страниц каталогов производителей мебели и промышленных товаров. Недавно компания Данезе, с которой Мари начал сотрудничество менее, чем через год после получения диплома, выпустила небольшую партию их первого совместного продукта – деревянный пазл из 16 зверюшек.

    < Нет продуктов >

Работает на основе WebAsyst Shop-Script